Материалы из Приложения к книге "Чему на самом деле учит Библия"

Правильные, на мой взгляд, учения Свидетелей Иеговы

E-mail: karasev@meta.ua

 

Родился ли Иисус зимой?

 

В БИБЛИИ не сказано, когда родился Иисус. Однако, как видно из Слова Бога, он не мог родиться зимой.

 

Какие погодные условия наблюдались зимой в Вифлееме — городе, в котором родился Иисус? В месяце кислеве по еврейскому календарю (соответствует ноябрю — декабрю) обычно была холодная дождливая погода. За ним шел месяц тевет (декабрь — январь). Это был самый холодный месяц в году, и на Иудейском нагорье в это время иногда даже лежал снег. Давай посмотрим, что в Библии говорится о климате той местности.

 

Из книги Ездры мы узнаём, что в месяце кислеве погода действительно была холодной и дождливой. Ездра пишет, что «в девятом месяце [кислеве], в двадцатый день месяца» народ собрался в Иерусалиме. Люди сидели на площади, «дрожа... от дождей», и говорили: «Время теперь дождливое, и нет возможности стоять на улице» (Ездра 10:9, 13; Иеремия 36:22). Понятно, почему пастухи в той местности не оставались зимой со своими стадами на ночь под открытым небом.

 

Однако в Библии говорится, что в ту ночь, когда родился Иисус, пастухи стерегли на поле овец. Евангелист Лука написал, что пастухи «жили в поле и по ночам несли стражу у своих стад» недалеко от Вифлеема (Луки 2:8—12). Заметь: пастухи не приходили в поле только днем — они жили там. Их стада оставались в поле всю ночь. Стали бы пастухи жить под открытым небом зимой, во время холодов и дождей? Конечно, нет! Библейское сообщение о рождении Иисуса свидетельствует о том, что он не мог родиться зимой.

 

В Слове Бога приводится точная дата смерти Иисуса, однако в ней мало что указывает на то, когда он родился. Вспоминаются слова царя Соломона: «Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти — дня рождения» (Екклесиаст 7:1). Поэтому неудивительно, что в Библии подробно рассказывается о служении и смерти Иисуса, но практически ничего не говорится о том, когда он родился.

 

Что такое шеол и гадес?

 

В ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ тексте Библии еврейское слово шео́л и соответствующее ему греческое слово а́дис встречаются более 70 раз. Эти слова упоминаются в связи со смертью. В некоторых переводах Библии они переданы как «могила», «ад» или «преисподняя». Однако в большинстве языков не существует слов, которые бы отражали точный смысл этих понятий. Поэтому в «Переводе нового мира» они последовательно переданы словами «шеол» и «гадес». Что означают эти слова? Давай посмотрим, как они используются в Библии.

 

В Екклесиасте 9:10 говорится: «В могиле [шео́л], куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости». Означает ли это, что шеол — обычная могила, в которой, возможно, похоронен кто-то из наших близких? Нет. Поскольку, когда в Библии говорится о месте погребения, или могиле, в тексте оригинала используются не шео́л и а́дис, а другие слова (Бытие 23:7—9; Матфея 28:1). Шеол также не означает могилу, в которой похоронено несколько людей, например семейный склеп или общую могилу (Бытие 49:30, 31).

 

Что же тогда подразумевается под словом «шеол»? Как показывает Библия, «шеол», или «гадес», гораздо обширнее, чем самая большая общая могила. Например, в Исаии 5:14 сказано, что «преисподняя [шео́л] расширилась и без меры раскрыла пасть свою». И хотя шеол уже поглотил бесчисленное множество мертвых, он никогда не скажет: «Довольно!» (Притчи 30:15, 16). В отличие от буквального места погребения, которое может вместить лишь ограниченное число умерших, «преисподняя [шео́л]... ненасытима» (Притчи 27:20). Шеол никогда не будет заполнен до конца. Он бездонен. Следовательно, шеол, или гадес,— это не какое-то буквальное место на земле. Это условное понятие, которое означает общую могилу всех людей. Там находится большинство умерших.

 

Глубже вникнуть в смысл слов «шеол» и «гадес» помогает библейское учение о воскресении. Как видно из Библии, те, кто находится в шеоле, или гадесе, будут воскрешены (Иов 14:13; Деяния 2:31; Откровение 20:13). Из Слова Бога мы также узнаём, что в шеоле, или гадесе, находятся не только верные служители Иеговы, но и многие из тех, кто не служил Богу (Бытие 37:35; Псалом 54:16). Библия учит, что «будет воскресение и праведных, и неправедных» (Деяния 24:15).

 

ЧТО ТАКОЕ ДУША

 

Вначале рассмотрим, что такое душа. Как ты, возможно, помнишь, первоначально Библия была написана в основном на древнееврейском и древнегреческом языках. Понятию «душа» в Библии соответствует еврейское слово не́феш и греческое — психи́. Эти слова встречаются в Священном Писании более 800 раз, и в «Переводе нового мира» они последовательно переданы как «душа». Исследовав, каким образом в Библии используются слова «душа» и «души», ты увидишь, что чаще всего они означают 1) людей, 2) животных, а также 3) жизнь людей или животных. Давай рассмотрим библейские стихи, из которых видно, что слово «душа» употребляется в этих трех значениях.

 

Люди. «Во дни Ноя... немногие, то есть восемь душ, были спасены через воды» (1 Петра 3:20). Под словом «души» в этом стихе, несомненно, подразумеваются люди: Ной, его жена, три его сына и их жены. В Исходе 16:16, где записаны повеления о манне, которые Бог дал израильтянам, говорится: «Собирайте... [манну] каждый... по числу душ, сколько у кого в шатре». Как видно, нужно было собирать манну по количеству человек в каждой семье. Другие примеры того, что слова «душа» и «души» в Библии означают человека или группу людей, можно найти в Бытии 46:18; Иисуса Навина 11:11; Деяниях 27:37 и Римлянам 13:1.

 

Животные. Вот как Библия описывает сотворение животных: «Сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Бытие 1:20, 24). Как видно из этих стихов, водные, домашние и дикие животные тоже «души». Птицы и животные называются «душами» также в Бытии 9:10 и Числах 31:28.

 

Жизнь человека. Иногда под словом «душа» подразумевается жизнь человека. Иегова сказал Моисею: «Умерли все, искавшие души твоей» (Исход 4:19). Чего искали враги Моисея? Они хотели лишить его жизни. Когда Рахиль мучилась при родах своего сына Вениамина, «выходила из нее душа, ибо она умирала» (Бытие 35:16—19). В тот момент жизнь Рахили оборвалась. А вот что однажды сказал Иисус: «Я — пастырь добрый; пастырь добрый отдает душу свою за овец» (Иоанна 10:11). Иисус отдал свою душу, или жизнь, за человечество. Во всех этих библейских стихах под словом «душа» подразумевается жизнь человека. Слово «душа» употребляется в этом значении также в 3 Царств 17:17—23; Матфея 10:39; Иоанна 15:13 и Деяниях 20:10.

 

Дальнейшее изучение Слова Бога поможет тебе убедиться в том, что душа в Библии никогда не называется бессмертной или вечной. Напротив, как показывает Священное Писание, душа смертна, а значит, она умирает (Иезекииль 18:4, 20). Кроме того, в Библии также встречается выражение «души мертвые» (Левит 21:11, перевод Вадима, 1860 год).

 

ЧТО ТАКОЕ ДУХ

 

Теперь давай рассмотрим, что такое дух согласно Библии. Некоторые думают, что дух и душа — одно и то же. Однако это не так. Из Библии ясно видно, что это совершенно разные понятия. Чем они отличаются?

 

В первоначальном тексте Библии понятие «дух» передано еврейским словом ру́ах и греческим — пне́вма. Значение этих слов раскрывается в самом Священном Писании. Вот что, например, говорится об Иегове в Псалме 103:29: «Отнимешь дух [ру́ах] их — умирают и в персть свою возвращаются». А в Иакова 2:26 сказано, что «тело без духа [пне́вма] мертво». Как видно из этих стихов, дух — это то, что оживляет тело. Без духа тело мертво. Поэтому еврейское слово ру́ах в Библии переводится не только как «дух», но и как «сила» — жизненная сила. Бог сказал Ною: «Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух [ру́ах] жизни, под небесами» (Бытие 6:17; 7:15, 22). Значит, дух — это невидимая сила (искра жизни), которая поддерживает жизнь всех живых созданий.

 

Душа и дух — не одно и то же. Дух необходим для жизни тела, как электричество для электроприбора. Представь себе переносной радиоприемник. Чтобы он заработал, в него нужно вставить батарейки — источник питания. Без батареек такой радиоприемник работать не будет. Это можно также проиллюстрировать на примере радио, работающего от сети. Дух — это сила, которая поддерживает жизнь тела. Как и электричество, дух не обладает чувствами и разумом. Это безличная сила. Однако без духа, или жизненной силы, люди, по словам псалмопевца, «умирают и в персть свою возвращаются».

 

О том, что происходит, когда человек умирает, в Екклесиасте 12:7 говорится: «Возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его». Когда дух, или жизненная сила, покидает тело, оно умирает и возвращается в землю, из которой было взято. Подобным образом, жизненная сила возвращается к тому, кто ее дал,— к Богу (Иов 34:14, 15; Псалом 35:10). Это не означает, что жизненная сила буквально уходит на небо. Она возвращается к Богу в том смысле, что только Иегова может вернуть жизнь умершему человеку. Образно говоря, его жизнь находится в руках Бога. Ведь только Бог с помощью своей силы может вернуть дух, или оживить человека.

 

 

Подробнее о том, как в Библии используются понятия «душа» и «дух», можно узнать из брошюры «Что происходит при смерти?» и книги «Рассуждение на основании Писания», страницы 375—384 (англ.). Эти публикации изданы Свидетелями Иеговы.

 

Истина об Отце, Сыне и святом духе

 

ЛЮДИ, которые верят в Троицу, говорят, что Бог существует как три личности: Отец, Сын и Дух Святой. Считается, что все они равны по силе и могуществу и не имеют начала. Согласно учению о Троице, есть Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, но в то же время существует только один Бог.

 

Многие из тех, кто верит в Троицу, не могут объяснить это учение, однако они думают, что оно основано на Библии. Стоит отметить, что слово «Троица» ни разу не встречается в Библии. Содержится ли в Писании само понятие о Троице? Чтобы ответить на этот вопрос, давай рассмотрим библейский стих, который часто приводят в подтверждение этого учения.

 

«СЛОВО БЫЛО БОГ»

 

В Иоанна 1:1 сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Синодальный перевод). Далее в этой же главе апостол Иоанн ясно дает понять, что «Слово» — это Иисус (Иоанна 1:14). Поскольку Слово здесь называется Богом, некоторые приходят к выводу, что Сын и Отец — один и тот же Бог.

 

Важно учесть, что Евангелие от Иоанна первоначально было написано на греческом языке. Позднее его перевели на другие языки. В некоторых переводах выражение «Слово было Бог» не встречается. Почему? Переводчики, основываясь на своих знаниях древнегреческого языка, посчитали, что этот стих необходимо передать иначе. Каким образом? Вот несколько примеров: «Логос [Слово] был божественным» («A New Translation of the Bible»); «Слово было богом» («The New Testament in an Improved Version»); «Слово было Божественным» («Новый Завет в современном русском переводе», сноска). Согласно этим переводам, Слово не является Богом. Оно названо «богом», потому что занимает высокое положение среди созданий Иеговы. Слово «бог» в этом стихе означает «тот, кто обладает могуществом».

 

ДАЛЬНЕЙШИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

 

Большинство из нас не знает греческого языка. Как же выяснить, что имел в виду апостол Иоанн? Представь, что учитель объясняет ученикам какую-то тему. Однако ученики поняли его слова по-разному. Как же быть? Можно обратиться к учителю за разъяснениями. Дополнительная информация, несомненно, поможет ученикам лучше усвоить материал. Поэтому, чтобы понять смысл Иоанна 1:1, можно обратиться к Евангелию от Иоанна и больше узнать о том, какое положение занимает Иисус Христос. Это поможет прийти к правильному выводу.

 

Например, Иоанн в 1-й главе своего Евангелия, в 18-м стихе, написал, что «Бога [Всемогущего] не видел никто никогда». Однако Сына, то есть Иисуса, люди видели. Иоанн сказал: «Слово [Иисус] стало плотью и обитало с нами... и мы видели славу Его» (Иоанна 1:14, Синодальный перевод). Разве может тогда Сын быть частью Всемогущего Бога? Иоанн также объяснил, что Слово было «у Бога». Как можно находиться у кого-либо и в то же время быть им? Более того, слова Иисуса, записанные в Иоанна 17:3, показывают, что он и его небесный Отец — разные личности. Иисус назвал Отца «единственным истинным Богом». В заключительных словах своего Евангелия Иоанн подводит итог: «Об этих [знамениях] написано, чтобы вы верили, что Иисус — Христос, Сын Бога» (Иоанна 20:31). Заметь: Иисус здесь называется не Богом, а Сыном Бога. Как видно, дополнительные стихи из Евангелия от Иоанна помогают понять, о чем идет речь в Иоанна 1:1. Иисус, или Слово,— «бог» в том смысле, что занимает высокое положение, однако он не равен Всемогущему Богу.

 

ЧТО ЕЩЕ МОЖНО УЧЕСТЬ

 

Давай еще раз поразмышляем над примером с учениками. Представь, что у кого-то из них остались сомнения даже после того, как учитель привел дополнительную информацию. Что еще можно сделать? Можно обратиться за помощью к другому учителю. Если он подтвердит, что первый учитель объяснил все правильно, сомнения большинства учеников рассеются. Ты можешь поступить точно так же. Если тебе до конца не ясно, что же хотел сказать апостол Иоанн об Иисусе и Всемогущем Боге, можно обратиться к другому евангелисту, например Марку. Вот что, согласно Евангелию от Марка, Иисус Христос сказал о конце этой системы: «О дне том или часе не знает никто: ни ангелы на небе, ни Сын, но только Отец» (Марка 13:32). Как эти слова подтверждают, что Иисус не Всемогущий Бог?

 

Иисус сказал, что Отец знает больше, чем Сын. Если бы Иисус был частью Всемогущего Бога, ему было бы известно столько же, сколько Отцу. Следовательно, Сын не равен Отцу. Кто-то может возразить: «Иисус пришел на землю во плоти. Эти слова он произнес будучи человеком». Но что же тогда можно сказать о святом духе? Если святой дух — часть триединого Бога и равен Отцу, почему Иисус не упомянул о нем? Почему он не сказал, что святому духу тоже известно о том, что знает Отец?

 

Исследуя Библию, ты познакомишься со многими другими стихами на эту тему. Они открывают истину об Отце, Сыне и святом духе (Псалом 89:3; Деяния 7:55; Колоссянам 1:15).

 

Значение и употребление Божьего имени

 

КАК в твоей Библии переведен Псалом 82:19? В переводе Г. П. Павского этот стих передан так: «Да знают, что Ты, Коему имя Иегова, Един высок над всею землею». В некоторых других переводах, например в «Переводе нового мира», он передан подобным образом. Однако во многих изданиях Библии имя Иеговы не встречается: оно заменено такими титулами, как «Господь» или «Вечный». Какой же перевод правильный? Что должно стоять в этом стихе: титул или имя Бога?

 

В первоначальном тексте на древнееврейском языке, на котором была написана значительная часть Библии, здесь стоит единственное в своем роде личное имя. Это имя пишется при помощи четырех еврейских букв( יהוה ЙХВХ). На русский язык оно обычно переводится как «Иегова». Встречается ли это имя в других библейских стихах? Да. В первоначальном тексте Еврейских Писаний оно появляется почти 7 000 раз!

 

Насколько важно имя Бога? Рассмотрим образцовую молитву Иисуса Христа. Она начинается такими словами: «Отец наш на небесах, да освятится имя твое» (Матфея 6:9). Иисус также молился: «Отец, прославь имя свое». В ответ с неба раздался голос Бога: «И прославил, и еще прославлю» (Иоанна 12:28). Как видно, имя Бога имеет огромное значение. Почему же тогда некоторые переводчики заменили его титулами?

 

Есть две основные причины. Во-первых, многие считают, что имя Бога не нужно употреблять, поскольку сегодня его точное произношение неизвестно. В древнееврейском алфавите не было гласных букв. Поэтому сейчас никто точно не знает, как в библейские времена произносили ЙХВХ. Но означает ли это, что имя Бога не следует употреблять? Произношение имени Иисуса тоже точно не известно. В библейские времена его, возможно, произносили как «Иешуа» или «Иехошуа». И в наши дни люди во всем мире произносят имя Иисуса по-разному — так, как принято на их родном языке. Они употребляют имя Иисуса, несмотря на то что не знают, как оно произносилось в I веке. Если бы ты поехал в другую страну, ты бы убедился, что на иностранном языке твое имя тоже звучит по-другому. Поэтому, хотя сегодня точное произношение имени Бога неизвестно, это вовсе не означает, что его не нужно употреблять.

 

Вторая причина, по которой имя Бога не встречается в некоторых переводах Библии, связана с древней еврейской традицией. Многие евреи верят, что имя Бога нельзя произносить. Очевидно, такое представление основано на неправильном понимании библейской заповеди: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исход 20:7).

 

Эта заповедь запрещает употреблять имя Бога недостойным образом. Но запрещает ли она почтительно произносить это имя? Вовсе нет. Те, кто участвовал в написании библейских книг на еврейском языке (Ветхого Завета), верно соблюдали Закон, который Бог дал израильскому народу. Все они часто употребляли имя Бога. Например, это имя встречается во многих псалмах, которые служители Иеговы пели хором. Более того, Иегова сам повелел своему народу призывать его имя, и верные служители исполняли это повеление (Иоиль 2:32; Деяния 2:21). Сегодня истинные христиане с почтением относятся к Божьему имени и, подобно Иисусу, не боятся его произносить (Иоанна 17:26).

 

Заменяя имя Бога титулами, переводчики Библии совершают серьезную ошибку. Ведь когда люди читают Библию, в которой нет имени Бога, он становится для них далеким и безликим, а Слово Бога призывает нас приближаться к Иегове (Иакова 4:8). Подумай, смог бы ты развить близкие отношения со своим другом, если бы не знал его имени? Подобным образом, разве могут люди обрести близкую дружбу с Богом, если от них скрыто имя Иеговы? Более того, если люди не употребляют имени Бога, они не понимают, какой удивительный смысл вложен в это имя. Что же оно означает?

 

Бог объяснил значение своего имени верному пророку Моисею. Иегова сказал: «Я стану тем, кем пожелаю стать» (Исход 3:14, НМ). В переводе Ротергама этот стих передан так: «Я стану тем, кем желаю». Да, Иегова может стать тем, кем необходимо для исполнения своих намерений.

 

Представь, что ты можешь стать, кем захочешь. Что ты тогда сделаешь для своих друзей? Если кто-то из них серьезно заболеет, ты можешь стать хорошим врачом и вылечить его. А если друг лишится всего, что имеет, ты можешь стать тем, кто восполнит потерю. Однако твои возможности ограниченны, впрочем, как и у всех нас. Изучая Библию, ты узнаешь, как Иегова удивительным образом становится тем, кем необходимо для исполнения своих намерений. Он готов проявлять свою силу на благо всем, кто его любит (2 Паралипоменон 16:9). Эти прекрасные грани личности Иеговы скрыты от тех, кто не знает его имени.

 

Несомненно, имя Иеговы должно занимать в Библии достойное место. Зная и употребляя это имя, мы еще больше сблизимся с нашим небесным Отцом — Иеговой.

 

 

 

 

 

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz